Пантеон богов Рима

Отличающийся монументальными размерами и сохранением идеальных пропорций, Пантеон богов Рима (латинский Пантеон) не преувеличенно описывается как одно из наиболее сохранившихся зданий с древних времен. В материалах, размещенных на информационных щитах, мы можем даже найти информацию о том, что это единственный древний памятник в Риме, сохранившийся в первозданном виде.

Пантеон в Риме
 Пантеон в Риме

Здесь стоит напомнить, что многие из новых христианских воинств Вечного города не особо ценили наследие, оставленное древними, что проявилось, в частности, используя древние сооружения в качестве… карьеров. Храмы и здания, которые превратились в христианские церкви, были самыми счастливыми. Благодаря освящению они остались в среднем или хорошем состоянии, хотя были в значительной степени восстановлены. Одним из заметных исключений здесь является Пантеон, который после удаления современных дополнений в конце XIX века выглядит почти так же, как в тот день, когда он был введен в эксплуатацию.

Пантеон богов древнего Рима

Пантеон был построен в области, известной как Поле Марса, которая простиралась к западу от республиканских стен, окружающих центр древнего города. Нынешний Пантеон — третье здание, построенное в этом месте.

Фрагмент фонтана Пантеона в Риме
 Фрагмент фонтана Пантеона в Риме

Первое здание было возведено в 27-25 г. до н.э. по приказу Марека Агриппы, который хотел отпраздновать победу в Акджумской битве над объединенными силами Марка Антония и Клеопатры. Знаменитый полководец планировал назвать здание под именем Октавиана Августа и поместить внутрь статую первого императора, но он отказался и, наконец, поставил статую Юлия Цезаря, а скульптуры Октавиана Августа и Марка Агриппы были размещены в колоннаде рядом с храмом. Первоначальный вариант здания был построен по прямоугольному плану.

Здание, построенное Мареком Агриппой, сгорело во время одного из великих римских пожаров в 80-х годах. Храмы были восстановлены во время правления императора Домициана (который владел властью с 81 по 96), но она также встретила свою бездушную судьбу. В 110 году по Пантеону богов древнего Рима ударила молния, в результате чего здание снова было поглощено огнем.

! Внешние колонны Пантеона в Риме
 Внешние колонны Пантеона в Риме

Третья и последняя реконструкция, вероятно, началась сразу после предыдущего разрушения во время правления императора Траяна. Правитель, который умер в 117 году, не дождался завершения строительства, которое закончил его преемник Адриан. Официальное окончание работ датировано 125 годами.

Тот факт, что реконструкция была завершена во время правления Адриана, на протяжении многих веков приводила к неправильному представлению о дате строительства Пантеона. Адриан прославился как император, который не назвал свое имя ни в одном здании, построенном во время его правления (за исключением одного, посвященного Траяну, который принял его и относился к нему как к сыну). В результате надпись M. AGRIPPA появилась над входом. LF COS. TERTIVM. Fecit. Что мы можем перевести как «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз подряд, возведенный это здание». Долгое время считалось, что здание Пантеона было построено во второй половине 1- го века до нашей эры. Примечательно, что сохранившиеся фрагменты оригинального здания были использованы для создания последовательности.

! Могила итальянского короля Виктора Эммануила II - Пантеон в Риме
 Могила итальянского короля Виктора Эммануила II — Пантеон в Риме

История происхождения, названия и назначение здания

Слово «Пантеон» происходит от греческого слова « Пантея», что означает «храмы всех богов». Все двенадцать олимпийских богов и правящий правитель поклонялись в зданиях этого типа. Здание, возведенное во времена Марка Агриппы, было посвящено двум божествам ( Венера и Марс ) и Юлию Цезарю.

Тем не менее, нет полного соглашения относительно окончательного использования зданий со времен Адриана. В середине круглого здания могут состояться публичные слушания, судебные дела и официальные собрания. Другая теория гласит, что храм должен был стать местом поклонения императора, хотя в Риме это было не очень распространено.

Если предположить, что Пантеон служил храмом, то его символическим концом можно считать конец десятилетия четвертого века, когда последний император (неделимой) Римской империи Феодосий I Великий ввел запрет на языческие храмы.

Фрагмент фонтана Пантеона в Риме
 Фрагмент фонтана Пантеона в Риме

Архитектура

Пантеон состоит из двух взаимосвязанных частей: крыльца в форме портика и ротонды, которые, по мнению некоторых критиков или даже простых туристов, не очень хорошо сочетаются друг с другом. Безусловно, на сегодняшний прием влияет тот факт, что от старой внешней отделки здания ничего не сохранилось. Предполагается, что вестибюль (снаружи и изнутри) был покрыт настоящим мрамором, а стены ротонды имитировали мраморную штукатурку, которая использовалась, среди прочего с римскими украшениями Внешняя часть купола была покрыта позолоченными бронзовыми плитками, которые были сняты в 663 году по воле византийского императора Констанца II.

Прихожая, ведущая к основной части здания, имеет ширину 34 метра и глубину 20 метров и имеет форму монументального портика с 16 гранитными колоннами в коринфском порядке. Первый ряд состоит из восьми столбцов, за которыми расположены три нефа, разделенные рядами двух столбцов. Три колонны на внешней стороне портика были заменены в 17 веке.

! Интерьер Пантеона в Риме
 Интерьер Пантеона в Риме

Вышеупомянутая надпись M. AGRIPPA была размещена на передней части вестибюля. LF COS. TERTIVM. Fecit. («Марек Агрыпа, сын Люциуса, консул в третий раз подряд, воздвиг это здание»). Благодаря работе археологов известно, что в древние времена подиум еще оставлял подиум в несколько метров.

Вторая часть здания представляет собой ротонду, то есть круглое здание с полукруглой куполообразной крышей и стенами толщиной шесть метров. Массивная бронзовая дверь высотой 7,50 метра ведет к ротонде. Существует единодушное мнение, что эти двери весом в несколько тонн происходят из древности, но они, конечно, не были оригинальными воротами.

В верхней части ротонды есть отверстие под названием Oculus диаметром более 9 метров. Oculus обеспечил освещение здания. Интересным опытом является посещение Пантеона в легкий дождливый день и наблюдение за тем, как капли воды падают в здание. В полдень солнечная линия через отверстие выравнивается с линией двери.

! Окулус - Пантеон в Риме
 Окулус — Пантеон в Риме

Осведомленность об открытой крыше может немедленно поставить вопрос о потенциальных лужах. Тем не менее, в полу 22 маленьких отверстия для слива воды. Здесь стоит упомянуть, что пол также датируется древними временами — здесь использовался красный мрамор из Египта и белый из Малой Азии.

Здание ротонды считается одним из лучших образцов мастерства римской архитектуры. Диаметр ротонды составляет примерно 43,3 метра и равен высоте здания (от пола до глазницы). Оказавшись внутри, кессонные геометрические узоры на потолке ротонды сразу видны. Интересно, что их квадратные вырезы должны были не только красиво выглядеть, но и уменьшить вес всей конструкции.

Ротонда окружена переплетенными семью квадратными или полукруглыми часовнями и восемью нишами, которые используются, среди прочего как захоронения. Между ними мы можем наблюдать колонны в коринфском порядке.

! Часовня распятия - Пантеон в Риме
 Часовня распятия — Пантеон в Риме

Пантеон в наше время

После падения Римской империи здание, вероятно, было заброшено и постепенно разрушалось. Свою вторую жизнь Пантеон обязан решению византийского императора Фока, который в 609 году передал права на старинное здание папе Бонифацию IV.

Папа освятил здание как церковь Девы Марии мучеников (лат. Sancta Maria ad Martyres), благодаря чему здание не подвергалось опасности сноса или использования в качестве карьера.

К сожалению, правители Церковного государства не воздерживались от внесения изменений в интерьер храма или от использования его фрагментов для других целей. В предыдущей части статьи мы упоминали о взятии бронзовых плиток во второй половине 7-го века. В свою очередь, в первой половине XVII века папа Урбан VIII распорядился убрать из вестибюля бронзовые балки, которые были расплавлены и использованы для постройки 80 пушек, размещенных позднее в замке Сант-Анджело.

Существует также легенда, что собранная руда служила Джану Лоренцо Бернини, который должен был использовать ее при работе над знаменитым навесом в базилике св. Питер.

Во время понтификата Урбана VIII над Пантеоном были добавлены две башни-близнецы. Это характерное дополнение получило прозвище «ослиные уши» среди жителей. К счастью, в конце 19-го века башни были окончательно снесены.

Нынешний внешний вид интерьера Пантеона является результатом изменений, проведенных в восемнадцатом веке под эгидой архитектора в стиле барокко Паоло Поси.

Часовни и гробницы

Внутренняя стена ротонды окружена углублениями, превращенными в часовни (ранее там были, вероятно, статуи божеств) и нишами.

Главный Алтарь расположен в самом большом углублении прямо от входной двери. В хранилище мы увидим мозаику в византийском стиле, относящуюся к 18 веку. С левой и правой стороны расположены три часовни и четыре ниши. Средние часовни полукруглые, а боковые часовни прямоугольные.

! Высокий алтарь - Пантеон в Риме
 Главный алтарь — Пантеон в Риме

Самой монументальной из гробниц является та, которая принадлежит первому объединенному королю Италии Виктору Эммануилу II, который был расположен справа в средней часовне. На противоположной стороне находится второй король ИталииГумберт I со своей женой Малгожатой Сабаудзкой. У королевских могил есть почетный караул.

На правой стороне могилы Гумберта мы найдем нишу с могилой знаменитого художника эпохи Возрождения и архитектора Рафаэля Санти, над которой возвышаются два голубя. Рафаэль умер в свой 37-й день рождения и был перенесен в Пантеон после его смерти. Над его могилой находится скульптура Мадонны дель Сассо, выполненнаярезцом Лоренцетто, который был одним из учеников мастера эпохи Возрождения.

Могила итальянского короля Гумберта I (Умберто I) - Пантеон в Риме
 Могила итальянского короля Гумберта I (Умберто I) — Пантеон в Риме

В первой половине девятнадцатого века папа Григорий XVI решил эксгумировать могилу Рафаэля, чтобы проверить, действительно ли в нем находится тело художника. После ожидаемого обнаружения трупа художник был похоронен во второй раз в римском саркофаге, датируемом 1-м веке до нашей эры, где была выгравирована латинская последовательность «ILLE HIC EST RAPHAEL, TIMVIT QVO SOSPITE VINCI RERVM MAGNA PARENS, ET MORIENTE MORI» (здесь я боялся, Рафаэль. непостижимо, я победил обычного, великого равного, только смертный умер вместе со мной).

! Могила Рафаэля-Пантеона в Риме
 Гробница Рафаэля-Пантеона в Риме

Слева над могилой мы видим бронзовый портрет художника, датированный 19 веком.

Слева от могилы короля Гумберта лежит еще один художник эпохи Возрождения — Baldassare Peruzzi (польский: Baltazar Peruzzi).

! Вид на фонтан Пантеона в Риме (на заднем плане Пантеон)
 Вид на фонтан Пантеона в Риме (на заднем плане Пантеон)

Пьяцца делла Ротонда и фонтан

Напротив Пантеона находится небольшая площадь Ротонды (по-итальянски Piazza della Rotonda), которая в середине украшена фонтаном Пантеона (по-итальянски Fontana del Pantheon).

Первый фонтан на площади был создан в 16 веке по приказу папы Григория XIII, но его нынешний облик является результатом реконструкции начала восемнадцатого века, проведенной во время понтификата Климента XI.

Центральная часть фонтана — египетский обелиск, покрытый иероглифами, датированный 13 веком до нашей эры.

Фрагмент обелиска фонтана Пантеона в Риме
 Фрагмент обелиска фонтана Пантеона в Риме

Посещение Пантеона

Пантеон является одним из самых посещаемых римских памятников. Если мы планируем тур в середине дня (особенно в летний сезон), мы должны рассчитывать на бесчисленные толпы внутри. По нашему мнению, лучше всего подойти к открытию, когда на месте не так много туристов. Посещение Пантеона без толпы — это совершенно другой опыт, чем когда вы проходите сквозь толпу посетителей.

Если мы приедем достаточно рано, мы также можем поразить пустую площадь Пьяцца делла Ротонда, которая почти всегда многолюдна в течение дня.

Находясь внутри, не забывайте следить за своим кошельком и другими ценностями. Многолюдные бесплатные аттракционы — это Мекка для воров.

Пантеон в Риме билеты

Вход в Пантеон бесплатный. [по состоянию на январь 2019 г.] Однако следует учитывать, что в ближайшее время может быть введена небольшая плата за вход.

Пантеон — часы работы

Пантеон открыт каждый день, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря. [По состоянию на январь 2019 года]

  • Понедельник-суббота: с 8:30 до 19:30
  • Воскресенье: с 9:00 до 18:00
  • праздничные дни: с 9:00 до 13:00

Последний вход за 15 минут до закрытия.

Посещения невозможны во время мессы по воскресеньям и в праздничные дни в 10:30 или в субботу в 15:30.


Библиография:

  • Аманда Кларидж, Рим. Оксфордский гид по археологии, 2010
! Пантеон в Риме - интерьер
 Пантеон в Риме — интерьер